Сколько нужно денег на ремонт дорог
Украинские дороги находятся в состоянии комы. Так их охарактеризовал премьер-министр страны Владимир Гройсман. Но, по его словам, эта ситуация поправима.
Согласно "Индексу Глобальной Конкурентоспособности", в 2015 году украинские дороги заняли 132 место из 140 возможных по качеству. Развитие отечественной дорожной инфраструктуры оказалось на уровне таких стран как Мавритания, Мьянма и Мозамбик.
Ситуацию с развитием дорог в стране прокомментировал главный редактор журнала Деньги.ua Александр Крамаренко.
Сегодня в Украине существуют сразу несколько источников финансирования дорожных работ — акцизы, местные бюджеты, Фонд регионального развития. Почему дороги такие плохие, если источников финансирования несколько?
― Дорожный фонд в Украине существовал, если мне не изменяет память, до 2009 года. Но штука в том, что каждый год соответствующим законом о госбюджете останавливали его финансирование, и оно фактически проходило по совершенно другим механизмам, через "Укравтодор" и т.п. В конце марта два законопроекта о воссоздании дорожного фонда были рассмотрены ВРУ и отклонены.
То есть акцизы должны были идти на ремонт дорог, а идут на другие цели?
― Да, совершенно верно. Примерно это и происходит. Причем в законопроекте о воссоздании дорожного фонда собирались аккумулировать и акцизы с нефтепродуктов, с шин, с автомобилей и много разных источников поступления в бюджет, а управлять дорожным фондом должно было Министерство инфраструктуры и транспорта. Недавно "Укравтодор" был разукрупнен, децентрализован, и функции обслуживания местных дорог были возложены на региональные "Автодоры". Если будет центральный дорожный фонд создан, то фактически деньги будут стекаться туда, а потом каким-то образом раздаваться, судя по логике, этим региональным "Автодорам".
То есть ничего не изменится?
― Да. Есть две вещи, которые мне очень нравятся в заявлении Гройсмана. Первая: он призвал всех предпринимателей, бизнес участвовать в тендерах на то, чтобы предлагать свою цену, качество работ при ремонте и строительстве дорог. Это очень правильное дело, потому что до недавнего времени это был безумный канал распила денег как раз именно благодаря отсутствию конкуренции. И второе: он приглашает общественность к контролю за качеством выполняемых дорог. Я не знаю, как общественность это будет делать, но достаточно, мне кажется, какого-то механизма жалоб со стороны автомобилистов, чтобы те, кто получает деньги на строительство и ремонт и тратят не на них, а на что-то другое, в результате чего дороги остаются в ужасном состоянии, получили по голове.
Вы считаете, что компании "с улицы" смогут прийти во все схемы и выиграть конкурс?
― Я так не считаю. Но давайте подумаем о другом: кто всегда был подрядчиком на таких работах? Ведь мы же знаем, что выигрывали одни, а реально работы проводили другие, часть денег терялась. И вот те, кто реально работал, те, кто реально ремонтировал, если все будет напрямую, смогут получать полный объем денег — и на эту сумму делать работы.
Система «Укравтодора» и региональных "Автодоров" должна работать через систему ProZorro?
― Это было бы просто замечательно, если так все сложится. Понимаете, у нас очень много законов, вопрос в их исполнении. Я посмотрел бы очень внимательно, если этот дорожный фонд будет создан, как он будет создан, как туда будут деньги собираться, как он будет работать, как они будут распределятся, как будет контролироваться их использование.
То есть вы не можете спрогнозировать, заработает это или нет?
― Я бы хотел, чтобы система начала работать, чтобы на ней никто не зарабатывал. Вы говорили об аккумуляции денег.
О какой сумме идет речь?
― Десятки миллиардов гривен ежегодно.
То есть из нескольких источников этого будет вполне достаточно?
― У нас любят рассказывать, что на дорожное хозяйство, на его восстановление, реанимацию необходим триллион гривен. Это дикая цифра. Можно "закопать" и больше при желании. Я думаю, что на решение каких-то острых, неотложных проблем, тех объемов, которые собираются за счет горючего, за счет импорта автомобилей, шин и все такого должно хватить. Вопрос – сколько из этого всего реально дойдет до дорожного полотна.
К слову, эксперт в сфере транспорта Александр Кава считает, что Украина не готова к строительству новых бетонных дорог вместо асфальтных, о чем заявляли в Мининфраструктуры.